VIP-УСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА ПО ЗАКОННОМУ УСТРАНЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ

экономическая безопасность и бизнес

Основополагающей целью процесса обеспечения экономической безопасности бизнеса на предприятии должно выступать достижение максимальной прибыли как конечного результат от всех видов деятельности. При этом прибыль необходимо рассматривать как комплексный финансовый показатель во времени, отображающий прирост стоимости инвестированного капитала.

Сокращение расходов остается одним из наиболее значимых компонентов максимизации прибыли предприятия. 

Следует помнить, что чрезмерная экономия на затратах может негативно сказываться как на качестве продукции (и как следствие - ослабление конкурентоспособности изделий), так и на скорости физического и морального износа оборудования и других необоротных активов. 

Основными эффективными способами уменьшения затрат должны быть:

1) сокращение доли постоянных расходов в структуре себестоимости единицы продукции за счет увеличения объемов производства (продаж);

2) внедрение передовых технологий (информационных, энергосберегающих и т.п.);

3) оптимизация налогообложения, движения товарно-денежных потоков, внутренней организационной структуры;

4) использование конъюнктурных и экономических преимуществ и многое другое.

Получение максимальной прибыли на протяжении длительного временного отрезка возможно только при условии минимизации всех внешних и внутренних рисков, связанных с ведением конкретного бизнеса. 

Мониторинг экономических рисков в процессе исполнения управленческих решений и осуществления бизнес проектов связан с необходимостью отслеживать изменения в: экономических макро- и микропоказателях, законодательстве, политике государства, рыночных условиях и т.д.

Данный текущий анализ позволяет своевременно корректировать первоначальные бизнес планы и утвержденные экономические решения. Минимизация экономических рисков требует от предприятия необходимого уровня мобильности и гибкости активов, инвестиционного портфеля, организационных структур и территориальной маневренности.

Принятие эффективных управленческих решений, а также весь комплекс решения проблем экономической безопасности должны основываться на сборе, обработке и интерпретации достоверной, полной и своевременной информации обо всех процессах, которые имеют (или могут иметь) значительное влияние на деятельность компании. Для этого предприятие может организовывать собственную аналитическую службу или воспользоваться услугами независимых консультантов.

Как правило, установление и эксплуатация внешних информационных каналов происходит посредством различных специалистов, отделов или подразделений компании. 

Все менеджеры и специалисты фирмы, так или иначе, являются потребителями внешней информации.

Политику компании в области внешней информации необходимо строить таким образом, чтобы каждый ответственный работник имел обязательный минимум сведений о тех событиях, которые влияют на эффективность принимаемых им решений или выполняемых заданий.

Информация о самом предприятии и его внутренних процессах должна быть полностью под прямым или опосредованным контролем руководителя (собственника).

Особенно это касается коммерческой тайны и конфиденциальной информации, которые должны быть защищены в достаточной степени.

С другой стороны для успешной хозяйственной деятельности огромное значение имеет открытое распространение информации рекламного и инвестиционного характера, а также свободный доступ внутренних пользователей к необходимым им данным.

Для того, чтобы бизнес был действительно безопасным он должен быть спланированным.

Ведение дел без достаточно четкого перспективного плана развития, полагаясь только на интуитивные и ситуативные решения, не может оцениваться как максимально прибыльное. 

Отсутствие долгосрочных финансовых планов развития компании и стратегии ее рыночного поведения делают проблематичным концентрацию всех средств для достижения наибольшей прибыльности.

Всякий бизнес начинается с идеи, которая должна быть облачена в бизнес-план: это первый шаг на пути к стратегическому планированию.

Далее предприятие также должно заботиться о разработке различных планов развития. Одним из основных экономических планов деятельности компании является его бюджет, который во многом и позволяет управлять уровнем доходов и расходов предприятия.

Разработка, оценка и утверждение плановых показателей деятельности компании позволяют также получать представление о достигнутом соответствии фактических и ожидаемых результатов.

Изучение факторов, определивших отклонения полученных показателей от оптимальных, дает необходимую информацию о точности прогноза и недостатках методов и способов его достижения.

Следует помнить, что ни один из планов на будущее не может учитывать все возможные виды влияния и реальные обстоятельства и условия макро- и микросреды. Поэтому, как тактические, так и стратегические планы не должны возводиться в ранг догмы и подлежат оперативному изменению (корректировке) при наличии достаточно веских оснований.

Одной из составляющих экономической безопасности бизнеса является маркетинговая безопасность. Как мы уже сказали, обеспечение экономической безопасности бизнеса направлено не только на внутренние процессы деятельности компании, но и на те внешние условия и события, которые влияют на состояние компании. 

Одним из таких наиболее влиятельных условий, определяющих экономическое положение предприятия, является рынок и связанная с ним конкурентная борьба.

Маркетинговая политика представляет собой одну из составляющих общего стратегического плана развития компании. Поэтому весь комплекс маркетинговых мероприятий должен быть спланирован, а затем подвержен анализу с позиции его эффективности и влияния на конечные финансовые результаты деятельности предприятия.

Одной из особенностей маркетинговых расходов (реклама, паблик рилейшенз, позиционирование, методы конкуренции и т. д.) является то что они могут иметь (например, в случае проведения масштабных рекламных акций) последствия на много превышающие использованный денежный эквивалент. 

При этом такие последствия могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Это значит, что маркетинговая стратегия связана с повышенным риском потери экономических ресурсов предприятия и поэтому должна находиться под пристальным финансовым контролем.

Финансовая устойчивость представляет собой интегральную характеристику состояния предприятия и должна рассматриваться как одна из тактических целей обеспечения экономической безопасности бизнеса. Финансовая устойчивость компании определяется совокупностью следующих показателей (коэффициентов): ликвидности, платежеспособности, автономности, маневренности собственного капитала, самоокупаемости и многими другими. Она отражает степень:

1) безопасности (уязвимости) компании в отношении отрицательного действия, в первую очередь, финансовых рисков; 2) вероятности банкротства. Еще одной особенностью данного показателя является то, что он характеризует состояние наиболее мобильных средств компании: денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности. Динамика количественных и качественных изменений данных видов активов и пассивов требует постоянного (еженедельного или ежедневного) контроля со стороны менеджеров. Одной из не менее важных задач экономической безопасности является сохранность не только денежных средств, но и всех остальных активов компании.

Комплекс мер по защите всех материальных и нематериальных активов включает в себя эффективную организацию как физической, юридической, так и экономической охраны всех средств предприятия.

В числе экономических инструментов защиты активов предприятия особо следует выделить следующие:

1) система учета и контроля товарно-материальных ценностей;

2) контроль качества;

3) логистика;

4) безопасность дебиторской задолженности;

5) сбалансированный финансовый результат.

В последнее время все большую актуальность приобретает охрана нематериальных активов предприятий, таких как товарный знак, торговая марка, фирменное название, промышленные образцы, права на изобретения и полезные модели, ноу-хау, авторские и смежные с ними права.

С точки зрения экономической безопасности большое значение должно придаваться не только защите, но и эффективному использованию данных категорий активов предприятия.

Особенно это касается таких нематериальных активов как гудвил, использование экономических привилегий и других подобных активов, которые должны быть своевременно выявлены (оценены) и поставлены на учет.

Пассивы, отображенные в балансе, показывают источники возникновения всех активов предприятия и делятся на три группы: капитал, обязательства и прибыль. 

Управление структурой кредиторской задолженности (обязательств) предприятия должно быть направлено на:

1) недопущение возникновения просроченных обязательств;

2) безопасность способов обеспечения обязательств (залог, штрафные санкции, гарантии третьих лиц и т.д.);

3) анализ перемещения векселей выданных. В свете ужесточения дисциплины бюджетных платежей особую актуальность приобретает контроль над состоянием уплаты налогов и других обязательных отчислений.

С целью обеспечения экономической безопасности движения активов и пассивов, включая их внутреннее перемещение, все договорные отношения должны быть проанализированы с позиции их влияния на финансовое состояние предприятия и обеспечение сохранности информации и товарно-материальных ценностей.

Безопасность договорных отношений должна достигаться за счет:

1) проверки статуса и полномочий контрагента;

2) выбора оптимальной формы договора;

3) детальной регламентации всех основных договорных процедур и понятий: точная формулировка предмета договора, порядка расчетов и передачи товаров (работ), места и времени всех основных событий и многих других необходимых параметров, которые зависят от целей и специфики различных сделок;

4) минимизации рисков, связанных с неисполнением контрагентами своих обязательств;

5) оптимального использования всех доступных средств обеспечения подписанных соглашений;

6) сбалансированности «входящих» и «исходящих» штрафных санкций;

7) обеспечения дееспособности договоров, включая трудовые соглашения и договора о материальной ответственности; 8) надлежащего учета и хранения подписанных соглашений;

9) оценки возможности неформальных действий в отношении сделки, как со своей стороны, так и со стороны контрагента.

Принято считать, что наибольшую ценность для успешных компаний представляют ее человеческие ресурсы. Эффективно управлять предприятием и качественно исполнять свои обязанности способна только команда профессионалов, подбор и формирование которой порой представляет собой длительный и не дешевый процесс.

Управление персоналом должно быть направлено, в первую очередь, на достижение максимального финансового результата.

Увольнение того или иного ценного сотрудника или прием на работу недобросовестного исполнителя могут причинить фирме значительный материальный и нематериальный урон.

Напротив, грамотный подбор и разумная ротация персонала, оптимизация его структуры и правильное распределение обязанностей и функций, управление психологией коллектива и отдельных сотрудников позволяют увеличивать и производительность труда (количественные изменения), и его отдачу (качественный рост).

Собственники - работодатели в целях обеспечения достаточного уровня безопасности своей компании, с одной стороны, заинтересованы в сохранении квалификационного потенциала наемных работников (особенно высшего звена), а с другой стороны, должны уменьшать свою зависимость от возможной миграции кадров.

Обеспечение экономической безопасности бизнеса представляет собой творческий процесс, который не может быть полностью регламентирован или поставлен в жесткие рамки единой для всех «инструкции».

Достижению максимальной прибыли должен быть подчинен весь комплекс мер безопасности.