VIP-УСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА ПО ЗАКОННОМУ УСТРАНЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ

КОммерческая разведка

В начале определимся, что мы будем понимать под Коммерческой Разведкой и ее основными сторонами.

В контексте сегодняшнего обсуждения следует говорить о коммерческой разведке как о некотором инструментарии экономической безопасности. Это означает то, что место Коммерческой Разведки – в сфере средств обеспечения безопасности предпринимательской деятельности (БПД).

И если мы будем считать, что БПД определяется таким характером взаимоотношений предпринимателей и менеджеров с объектами внешнего окружения, при котором возникающие угрозы экономической деятельности их организациям не приводят к снижению коммерческого успеха, появлению и росту материальных и финансовых потерь, то тогда роль Коммерческой Разведки - обеспечивать этот характер взаимоотношений.

Так что же такое коммерческая разведка, исходя из ее места и роли?

Коммерческая разведка – это составная часть деятельности по экономической безопасности. Ее содержанием являются согласованные по месту, времени и способам мероприятия и действия, направленные:

- на предотвращение и прекращение нанесения ущерба организации в финансовой и экономической сферах из-за недобросовестной конкуренции и нечестного партнерства, из-за изменений на рынках и утраты конкурентоспособности;

- на изыскание способов возмещения причиненных убытков.

В деятельности по коммерческой разведке решаются следующие задачи:

сбор данных и изучение настоящих и перспективных партнеров, анализ их финансового положения и кредитоспособности;

подготовка рекомендаций по свертыванию связей с недобросовестными контрагентами и развертыванию с надежными партнерами;

предупреждение заключения контрактов и договоров на невыгодных условиях;

выявление обстоятельств, ведущих к срыву выполнения бизнес-планов, проектов, договорных обязательств;

расследования мошенничеств, кредитно-финансовых махинаций в отношении организации, осуществляемых как внешними физическими и юридическими лицами, так собственными сотрудниками;

исследование обоснованности исков физических и юридических лиц к своей организации;

выявление акций по экономической дезинформации относительно организации;

обеспечение исков по возмещению ущерба, наносимого партнерами в результате нарушения договорных обязательств по защите коммерческой тайны организации, нарушения условий лицензионных договоров и лицензионных условий других гражданско-правовых договоров;

выявление обстоятельств, ведущих к неблагоприятным изменениям конъюнктуры в отдельных сегментах внутреннего и внешнего рынков и др.

Правовые основы рассматриваемого вида деятельности для хозяйствующих субъектов экономики нигде не изложены. Поэтому следует говорить о правовых основах действий, выполняемых в целях коммерческой разведки, определяемых статьями других законов и нормативных актов путем:

запрещения или разрешения определенных видов и форм действий;

запрещения или разрешения ограничения доступа к определенным видам информации.

Прошу обратить внимание на смысловую тонкость, заложенную во втором положении: не путем запрещения или разрешения доступа, а путем запрещения или разрешения ограничениядоступа. Информацию делает закрытой реализованное разрешение ограничивать к ней доступ, а открытой – запрещение ограничивать к ней доступ или не реализованное право ограничивать доступ.

Первая сторона, характеризующая коммерческую разведку как объект права –это запрещенные и разрешенные виды, формы, способы и приемы действий

Вначале определим те категории действий, которые запрещены законом, а затем те- которые разрешены и могут использоваться в Комерческой Разведке. Эта сторона деятельности по коммерческой разведке подпадает под действие следующих законов.

1. Федерального закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 5 июля 1995 года. Данным законом исключаются из числа тех, кто может пользоваться методами оперативно-розыскной деятельности, любые негосударственные организации.

Таким образом, коммерческие организации не могут в целях коммерческой разведки использовать оперативно-розыскные мероприятия, так как напрямую не являются субъектами ОРД.

2. Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 года. Этот закон определяет оказание услуг физическим и юридическим лицам, которые могут быть отнесены к информационным, в рамках следующих условий:

услуги оказываются предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию), а не физическими лицами в режиме индивидуального предпринимательства;

услуги оказываются на возмездной договорной основе;

услуги оказываются в целях защиты прав и законных интересов клиентов;

сотрудники детективных предприятий не вправе осуществлять какие-либо оперативно розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания;

услуги предоставляются как разрешенные виды детективной деятельности:

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, с обязательным извещением в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений дознавателя, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело, о заключении данного контракта.

поиск утраченного гражданами или юридическими лицами имущества;

поиск без вести пропавших граждан;

выяснение биографических и других характеризующих личности данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую (и банковскую) тайну;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров (без нарушения коммерческой или банковской тайны – см. п.3);

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

Если соотносить задачи КР с видами разрешенной детективной деятельности, то их сочетаемость выражается в совпадении способов, используемых для обоих деятельностей.

При осуществлении первого вида детективной деятельности в целях Коммерческой Разведки может выполняться добывание информации, в том числе письменных доказательств законными способами; поиск возможных свидетелей и т.п., в том числе на стадии подготовки исковых материалов к предоставлению соответствующих исков.

Если говорить о Коммерческой Разведки как об инструменте предупреждения угроз экономической деятельности, то в этих целях может осуществляться второй вид детективной деятельности.

Четвертый вид детективной деятельности может применяться и при подготовке к заключению гражданско-правовых контрактов (сделок).

В качестве способов выполнения седьмого вида услуг может применяться добывание информации, выявление доказательств, в том числе – возможных свидетелей и т.п.

В целях выполнения перечисленных в законе услуг допускаются следующие действия:

устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

наведение справок;

изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев);

внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

наблюдение для получения необходимой информации.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

Закон не ограничивает какими-либо рамками круг опрашиваемых граждан и должностных лиц, что может быть использовано для создания коммерческой агентуры в сфере частной детективной практики. Главным для поддержания правового режима взаимоотношений с информаторами/агентами является исключение обстоятельств коммерческого подкупа (ст. 201 и 204 УК РФ).

В законе предусмотрены и ограничения в сфере деятельности частного детектива (статья 7). Отмечу, что эти условия не ограничивают решение задач Коммерческой Разведки более, чем это уже сделано законом об ОРД, но делают ее более цивилизованной. Что в этом плане запрещается частным детективам:

собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

Однако ограничение на сбор сведений (в контексте данного закона), связанных с личной жизнью, следует понимать не вообще, а как невыполнимое с использованием разрешенных для детективной деятельности действий. Если сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц собираются из публикуемых в средствах массовой информации материалов, то это не может являться запрещенным видом деятельности.

Эта же статья относит ряд действий к тем, применение которых в сыскной деятельности влечет установленную законом ответственность. Однако этим фактически дублируется исключение данных методов из-за их принадлежности к методам ОРД. К их числу относятся действия:

нарушающие тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, т.е. фактически методы ОРД: Снятие информации с технических каналов связи. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Прослушивание телефонных переговоров;

связанные с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, т.е. фактически методов ОРД: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Отождествление личности. Оперативное внедрение.

Таким образом, коммерческой разведкой можно заниматься на условиях, определяемых Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" с ограничениями, установленными данным законом, без нарушений закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", статей УК РФ (ст. 201. Злоупотребление полномочиями. Ст. 204. Коммерческий подкуп)

Возможности использования информационных ресурсов в КР будут рассмотрены ниже.

Теперь остановимся на том, кто может заниматься Коммерческой Разведкой в форме частной детективной деятельности?

Это лица, имеющие лицензию на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ и являющиеся:

1. Руководителями и сотрудниками детективных предприятий.

2. Руководителями и сотрудниками СБ. Предприятия могут создавать структуры, обеспечивающие методами частной сыскной деятельности цели коммерческой разведки. Статья 14 данного Закона позволяет предприятиям независимо от их организационно-правовых форм собственности учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности (службы безопасности). Условия функционирования таких подразделений:

собственный расчетный и текущий счет в банке;

наличие лицензий у руководителя и персонала, полученных установленным порядком;

наличие собственного устава, согласованного с органами внутренних дел по месту своей регистрации.

Однако следует отметить, что толкование закона позволяет иметь в данном обособленном подразделении обслуживающий персонал и сотрудников в качестве референтов, не имеющих лицензий. Последние не могут выполнять действия по частному сыску, однако заниматься информационно-аналитической работой в целях КР.

3. Частными детективами, состоящими в трудовых отношениях с объединениями детективных предприятий.

Вторая сторона, характеризующая коммерческую разведку как объект права –это запрещенные или разрешенные для ограничения доступа виды информации

Оценка этой стороны более сложная, так как все, что связано с информацией, невозможно определить однозначно и загнать исключительно в правовые рамки. Рассмотрим характеристику данной стороны в таком же порядке, что и первой – какая информация исключается из возможных объектов КР, а какая и на каких условиях может являться объектом КР.

Эта сторона деятельности по коммерческой разведке подпадает под действие законов:

1. Это прежде всего Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. №5485-1.

Обращение к государственной тайне не может иметь характера частной сыскной деятельности. Оно осуществляется в соответствии с правилами, установленными другими законодательными и нормативными актами. Но, наверное, и случаи, когда в ходе КР может возникнуть потребность в гостайне, маловероятны.

2. Следующим необходимо указать Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. №24.

Этим законом информация делится по категориям доступа на открытую и документированную информацию, отнесенную к категории ограниченного доступа.

1) Наличие открытой информации определяется запрещением на бесконтрольное ограничение доступа к документированной информации.

Законом запрещается относить к информации с ограниченным доступом документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес как необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Открытые сведения могут быть эффективным источником информации при решении задач Коммерческой Разведки.

Сопоставление различных оценок приводит к выводу, что в настоящее время доля получаемой аналитическими службами информации из открытых источников в среднем составляет от 50% до 70 - 80% и выше. По отдельным данным, 95% промышленной и экономической информации можно получить из специальных журналов, научных трудов, отчетов фирм, брошюр и проспектов. Для получения остальных 5% в мире используется вербовка сотрудников и другие способы.

Информационно-аналитической работой с открытой информацией можно заниматься и вне рамок частной детективной деятельности.

2) Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне иконфиденциальную.

С государственной тайной мы разобрались. Что касается правовых основ исключения конфиденциальной информации из оборота КР, то следует обратить внимание на ряд следующих положений данного закона, определяющих правовой режим КИ.

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Конфиденциальная – это документированная информация. Порядок накопления и обработки такой документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются непосредственно их собственником в соответствии с законодательством.

Режим защиты информации в отношении конфиденциальной документированной информации устанавливается собственником ИР или уполномоченным лицом на основании настоящего ФЗ. Владелец документов, массивов документов, ИС обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством РФ.

Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец ИР с соблюдением требований, установленных настоящим ФЗ.

Рассмотрение этих положений приводит к выводу: отнесение документированной информации к конфиденциальной не является средством ограничения доступа к ней, таковым является установленный и соблюдаемый уровень защиты конфиденциальной документированной информации собственником, владельцем.

Таким образом, в характеристике возможностей Коммерческой Разведки играет роль следующее обстоятельство: признание тех или иных сведений, отнесенных законом к конфиденциальным, таковыми, является прерогативой правообладателя. Сведения, относимые законом к конфиденциальным, но не признаваемые таковыми правообладателем, не могут исключаться из оборота КР.

Из рассмотренного следует, что, если информация законом отнесена к категории конфиденциальной, но правообладатель (собственник) в отношении ее не соблюдает условия документирования, не установил режим ограничения доступа и защиты, то сбор такой информации в ходе частной детективной деятельности не является нарушением закона. Это в полной мере относится к категории коммерческой тайны (о чем конкретно далее).

К категории конфиденциальной информации и в прямой постановке исключаемой из оборота КР относится информация о гражданах (персональные данные).

Однако номенклатура этих данных должна быть изложена в Перечнях персональных данных, включаемых в состав федеральных ИР, ИР совместного ведения, ИР субъектов РФ, ИР органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, и закреплена на уровне ФЗ.

Законопроект "Об информации персонального характера" до сих пор находится на рассмотрении Государственной Думы.

Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан РФ.

Примером способа легального получения определенных данных о конкретном гражданине является подписанное в декабре 1995 г. соглашение между Ассоциацией российских банков и Министерством внутренних дел о взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности. Поиск и выдача данных осуществляется за определенную плату. Сотрудники МВД по архивам установят наличие или отсутствие у кандидатов в прошлом уголовных деяний и административных правонарушений. Установят данные даже про автомобильные аварии, в которых он был участником.

Закон определил вид конфиденциальной информации. Рамочные условия отнесения информации к конфиденциальной определены Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (СЗ РФ, 1997, ст. 1127). В нем к таким сведениям относятся (п.1 и п.5):

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (см. ранее комментарий к ст. 7 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

3. Рассмотрим, как влияет законодательство России о коммерческой тайне, на возможности Коммерческой Разведки.

Что касается законодательного закрепления статуса коммерческой тайны, то признание такого объекта права было сделано в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 12 июня 1990 г. (ст. 33).

Под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

В последующем коммерческая тайна отнесена к объектам гражданских прав Гражданским Кодексом РФ, принятым Государственной думой 21 октября 1994 г. Согласно ст. 139 ГК:

1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Таким образом, в определении ГК также обозначены два свойства коммерческой тайны: наличие у нее коммерческой ценности и ограниченность доступа к ней на законных основаниях.

ГК предусмотрена и обязанность лиц, незаконными методами получившими информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Уголовная ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну предусмотрена статьей 183 гл. 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности".

В то же время любое лицо, самостоятельно и добросовестно ставшее обладателем такой же информации, вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.

Однако при анализе возможностей Коммерческой Разведки следует учитывать, что полная правовая защита КТ законодательством по совокупности всех законов и нормативных актов обеспечивается при соблюдении следующих условий:

Включение в учредительные документы организации положения о праве на определение КТ тайны и ее защиту.

Разработка и введение в действие Положения о коммерческой тайне организации, Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну организации и других документов (инструкций).

Соблюдение правил делопроизводства конфиденциальной документированной информации и режима ее защиты.

Включение в трудовые договоры (контракты) обязанности работников о неразглашении Коммерческой Тайны.

Включение в гражданско-правовые договоры с контрагентами обязательств сторон о неразглашении Коммерческой Тайны.

Принятие дополнительно сотрудниками, допущенными к КТ, письменного обязательства о ее неразглашении в связи с определенными обстоятельствами.

Коммерческая тайна является конфиденциальной в силу ограничения доступа к ней, а не вследствие присвоения документам, содержащим коммерческую информацию, грифа "К", "КТ". Отсутствие защиты документированной информации, имеющей коммерческую ценность, мерами ограничения доступа, является фактором, способствующим КР.

Возможности Коммерческой Разведки обеспечиваются и тем, что устанавливается ограничение на сведения, относимые к Коммерческой Тайне.

Обратимся к перечню сведений, которые не могут составлять служебную и коммерческую тайну, данном в Постановлении Совета Министров РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" №35 от 5 декабря 1991 г. (СП РФ, 1992, №1 - 2, ст. 7). В нем содержаться следующие положения (выборочно):

Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах 1 и 2 настоящего Постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.

Из текста Постановления и Закона об информации следует, что учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты) не могут быть конфиденциальными и могут использоваться в обороте Коммерческой Разведки.

ВЫВОДЫ

Таким образом, коммерческая разведка в системе безопасности предпринимательской деятельности может осуществляться благодаря:

использованию возможностей, предоставляемых законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" с соблюдением ограничений, установленных законодательством РФ;

порядку, установленному законодательством в области прав пользования открытыми и общедоступными информационными ресурсами, накапливаемыми в информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций;

законодательному и нормативному закреплению перечней сведений, запрещенных к ограничению доступа;

невозможности юридической защиты прав владельца (собственника) конфиденциальной информации при несоблюдении им режима ее защиты и ограничения доступа.