VIP-УСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА ПО ЗАКОННОМУ УСТРАНЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ

КОНКУРЕНция и ее роль

Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не  имеет  однозначного  толкования.  По  мере  становления  и развития  эконо-мической мысли  в содержании понятия  «конкуренция»  отражались различные аспекты.  Можно  выделить  несколько  теоретических  подходов  к пониманию экономического содержания понятия «конкуренция».
Изначально слово  «конкуренция»  вошло  в экономическую  теорию  из бытового языкаи в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество  двух  или  более  лиц .  Именно  поведенческий  подход  к трактовке категории  конкуренции  изначально  установился  в экономической  литературе.
Конкуренция рассматривалась как внутреннее  свойство  человека,  присущее  ему по  натуре,  которое  естественным  образом  проявляется  ив экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству.
Впервые А. Смит в работе «Исследование о богатствах народов» попытался внести  ясность  в определение  конкуренции. Он  писал о том,  что «конкуренция сейчас  же  начнется  среди  покупателей,  если  произойдет  сокращение предложения,  что  повлечет  за  собой  повышение  цен»,  но  когда  предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами, «или, смотря по тому, насколько окажется для них быстрее сбыть этот  товар».

А. Смит  отождествлял  конкуренцию  с «честным  соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров», с «неви-димой  рукой»  рынка– рыночными  ценами,  формирующимися  под  влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению А. Смита,  представляет собой  совокупность  взаимосвязанных  попыток  продавцов  установить  контроль на  рынке  в долгосрочной  перспективе.  Следовательно,  конкуренция–  это процесс  реакции  на  новую  силу  и способ  достижения  нового  равновесия, сущностью  которого  является  борьба  конкурентов  за  относительные преимущества. При  этом  основным  методом  конкурентной  борьбы  служит изменение цен.

А.Смит выделяет определенный набор условий свободной конкуренции:
● конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
● число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть
достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
● экономические  единицы  должны  обладать  приемлемым  знанием
о рыночных возможностях;
● должна быть обеспечена свобода действий в соответствии с этим знанием;
● необходим  достаточный  запас  времени,  чтобы  направление  и объем потока ресурсов стали отвечать желанию хозяйствующих субъектов.
Неоклассический  вариант  поведенческого  толкования  конкуренции,  одним из  родоначальников  которого  справедливо  считается  английский  экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за  деньги  потребителя,  на  которые  их  можно приобрести.  Логика  этого  подхода состоит в том, что большинство благ (товаров,  услуг, ресурсов) является редким
в том  смысле,  что  их  количество  меньше  потенциальной  потребности  общества.
Поэтому  владельцы  благ  имеют  возможность  распределять  их,  руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества  и т. п.)  ив зависимости  от  исполнения  этих  условий  решают,  кому предоставить блага, а кому– нет
Теория  конкуренции  А. Маршалла  находилась в основе экономического образования  вплоть  до  40-х гг.  XX столетия.  Маршалл  писал  о том,  что допускает, что силы спроса и предложения  действуют  свободно,  что  не  су-ществует  прочного  объединения  торговцев  на  обеих  сторонах,  что  каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т. е. что покупатели  обычно  беспрепятственно  конкурируют  с покупателями, а продавцы  столь  же  беспрепятственно  конкурируют  с продавцами.  Однако Маршалл подчеркивает: хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по меньшей цене или покупать по большей, чем все остальные.
А. Маршалл  отмечал,  что  не  существует  единого  термина,  строго соответствующего  данной  цели,  но  выражение  «свобода  производства  и пред-принимательства»  или  «экономическая  свобода»  указывает  правильное направление  и его можно  употреблять  за  неимением  лучшего.
Таким образом, предполагается,  что  возможность  свободного  выбора в равной  степени может привести как к состязанию, так ик сотрудничеству.
Свободная  конкуренция  трактуется  А. Маршаллом  как  способ  органи-зации,  ведущий  к оптимальному  разделению  труда  и обеспечивающий  эф-фективность экономики.
Исследуя  возможные последствия  свободной  конкуренции,  А. Маршалл тем  самым  обосновывает  ее  преимущества перед  другими  формами организации экономики.
Главное  преимущество  конкуренции,  по  мнению  А. Маршалла, заклюю-чается  в формировании  равновесия  низких  цен  («нормальных  цен»,  в его терминах).  Если  нет  свободы  конкуренции,  подчеркивает  исследователь,  то низкие  цены  могут  быть  обеспечены  только  некими  внеэкономическими методами– за счет обычая, например.
Касаясь  стремления  цен  в условиях  свободной  конкуренции  к равно-весию, А. Маршалл обосновывает обязательность существования равновесия на рынке,  цены  равновесия  и преимущественную  стабильность  рыночного равновесия.
А. Маршалл выдвинул  еще одно  утверждение, которое долгое время было господствующим в экономической теории рынков. Он считал монополию полной противоположностью конкуренции. На рынке существует либо одно, либо другое.И если  свободная  конкуренция– это  оптимальное  состояние  экономики,  то монополия  как  ее  антипод  является  такой  организацией,  которая  уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде. Представление  о единственности,  устойчивости  и детерминированности равновесия в условиях совершенной конкуренции нашло свое отражение в теории общего равновесия Леона Вальраса.
Используя механизм общего равновесия, на основе  предпосылок  конкурентного  рынка  Л. Вальрас  выдвигает  процедуру «нащупывания», показывая, что относительные цены, сформированные на рынках свободной конкуренции, в точности соответствуют решениям системы уравнений с неизвестными  в виде  равновесных  цен  и объемов  продаж.  Свободный  рынок достигает  этого  результата  именно  потому,  что  он  свободен–  есть  возможность изменения цен и объемов  продаж  как  следствие  проб  и ошибок,  так  что  каждый экономический  агент  и со  стороны  предложения,  и со  стороны  спроса  двигается как бы «на ощупь». Наряду  с поведенческой  трактовкой  понятия  конкуренции  в ХIХ в., и особенно в ХХв., получил распространение структурный подход. Его истоки восходят к работам Дж.Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех типов рынков:
совершенной  конкуренции,  монополистической  конкуренции,  олигополии и монополии.
Э. Чемберлин  доказал,  что  каждый  конкурент,  стремясь  выделиться  на рынке,  прежде  всего  старается  дифференцировать  свой  продукт,  что  влечет  за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий  цену.  Впервые  монополия  и конкуренция были рассмотрены  не как  антитезы,  было  введено  понятие  «монополистическая  конкуренция» и установлено,  что термины,  в него  входящие,  не  исключают  друг  друга. Этот ученый  обратил  внимание  на  то,  что  дифференциация  товара  приводит
к ситуации,  когда  вместо  единого  рынка  складывается  сеть  частично обособленных рынков. Основная идея Э. Чемберлина, положенная в основу его теории  монополистической  конкуренции,–  возможность  рассматривать современный рынок с дифференцированным продуктом как конкуренцию между монополистами,  каждый  из  которых  имеет  рыночную  власть  над  частью потребителей. Книга Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции», вышедшая  одновременно  с книгой  Дж.  Робинсон  «Теория  несовершенной конкуренции»  в 1933 г.,  содержала  революционную  аргументацию.  Был предложен  отход  от  предположений  об  однородности  продукции  и абсолютно эластичных кривых спроса. При этом сохранялось положение о свободном входе и выходе из отрасли. Условие равновесия было прежним – равенство предельной выручки предельным затратам.
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех  условий, которые господствуют на нем.
В структурной  трактовке  конкуренции  в центре  внимания  оказывается  не соперничество  фирм  в установлении  цены,  не  выяснение  того,  кто  и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния  фирмы  на  общий  уровень  цен  на  рынке.  Если  такое  воздействие невозможно, то речь идето рынке совершенной конкуренции, в противном случае–об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.­