VIP-УСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА ПО ЗАКОННОМУ УСТРАНЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ

снижение КОНКУРЕНции

Конкуренция в сфере мелкого бизнеса продолжила снижаться в 2016 г., следует из опроса, проведенного Аналитическим центром при правительстве и Торгово-промышленной палатой. Ее уровень резко упал в начале 2015 г.: тогда об этом говорил 21% опрошенных предпринимателей. В 2014 г. таких было только 5%. В начале 2016 г. негативных оценок стало еще больше – 24%. Готовы считать конкуренцию высокой чуть больше половины предпринимателей, что сопоставимо с результатами 2015 г., но гораздо ниже 2014 г. (см. график).

Предприниматели говорят о сокращении числа конкурентов (24% опрошенных, после 9,8% в 2014 г.) из-за ухода с рынка российских компаний (42%). Иностранные конкуренты тоже уходят, отмечают представители транспортного машиностроения, химической промышленности, машиностроения, производители электронного и оптического оборудования.

Мешает само государство – на антиконкурентные действия властей жаловался 41% респондентов. 45% постоянно или время от времени испытывают давление со стороны доминирующего участника рынка с рыночной долей не менее 50%. Во многих регионах и отраслях есть предприятия, которыми владеют чиновники или их семьи. Такое совмещение властных функций с участием в бизнесе создает мощные стимулы для того, чтобы через регулирование «перекрыть кислород» конкурентам и закрыть вход на эти рынки, сетует он. Это, безусловно, нездоровая ситуация и результаты опроса ее отражают: малый и средний бизнес – сектор, где в норме высокая конкуренция.

Наиболее слабой конкуренцию называют представители деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также топливно-энергетического комплекса, следует из опроса. Многие компании-подрядчики действительно уходят с рынка, но борьба между оставшимися становится жестче.  Снижение покупательной способности и сокращение расходов бюджета приводят к обострению борьбы за оставшиеся ресурсы, но крупные госкомпании и госзаказчики выбирают поставщиков не по принципу эффективности, а часто исходя из собственной коррупционной заинтересованности.

Оценка конкуренции предпринимателями обычно снижается при общем ухудшении экономической ситуации. Падение конкуренции – не следствие, а одна из причин кризиса. Сейчас особенно сильны идеологические установки, работающие против конкуренции, патернализм, т. е. ограничения в интересах потребителя. «Когда политики решили, что привлекательность товаров не так важна, как их национальность, мы сразу стали беднее».

Уровень конкуренции может не восстановиться, в некоторых отраслях – никогда. Впрочем, сами предприниматели не хотели бы роста конкуренции. Только 40% считают ее полезной для бизнеса. Для 36% она иногда полезна, иногда нет. 20% уверены, что конкуренция не помогает бизнесу. Конкуренция – это ситуация, когда один предприниматель мешает другому, естественно, что сами предприниматели не хотят конкуренции.